“Добрый человек из Сезуана”, какой он?

“Добрый человек из Сезуана”, какой он?

Главная премьера ноября в театре “Гешер”

Автор: 04.11.2014

Что мы знаем о доброте? Какой он – добрый человек? Наверняка, хорошо выглядит, правильно воспитан и вполне себе благополучно живет. Ведь за доброту нужно награждать, не так ли? Может быть у него чудесная семья, желанная работа и любимый лабрадор. Иначе, если бы у него все было плохо, смог ли бы он остаться добрым? Скорее всего нет. Озлобленность и неустроенность не способствуют наличию светлой души. Ну, это с моей прагматичной точки зрения и если бы все думали также, то не появилась бы эта разрушающая все привычные стигмы и стереотипы пьеса.

IMG_0966

В 1941 году немецкий писатель Бертольт Брехт закончил «Доброго человека из Сезуана». Этому предшествовало почти одиннадцать лет трудов, сомнений и споров с самим собой. Посвятив это произведение жене, Брехт надеялся, что ей же и отдадут главную роль, но… Как очень часто бывает в творческом мире, шедевр начинают ценить как минимум спустя несколько лет, а как максимум – после смерти автора.

Пьеса была принята не очень радушно и мало кто согласился ее поставить. Однако, через какое-то время, именно с нее началась история легендарной «Таганки» под руководством Юрия Любимова.

IMG_0951

О чем же это произведение, не оставившее равнодушным, и главного режиссера театра «Гешер» Евгения Арье?

Боги, спустившиеся на землю, безуспешно ищут доброго человека. Как и в любой легенде, чтобы не все было так просто, они перевоплотились в обычных бродяг. По иронии судьбы, все благополучные жители провинции Сычуань (Сезуан) не горят желанием дать ночлег группе плохо пахнущих и еще хуже выглядящих людей. Единственной неравнодушной оказалась… проститутка Шен Те. В благодарность, боги награждают ее некоторой суммой денег, чтобы ей было легче сохранить свою доброту и, довольные находкой, исчезают. Но как гласит народная мудрость: лучше дать в руки удочку и научить с ней обращаться, чем подарить уже готовый улов, хотя, богам этот закон неведом.

IMG_0971 IMG_1175

В роли водоноса Вана, который помогает старцам найти приют — невероятно талантливый и харизматичный Алон Фридман, а трогательная и эмоциональная Нета Шпигельман — та самая добрая проститутка Шен Те.

Первое, что бросается в глаза — это колоссальная работа постановочной группы. Я не особый фанат театрального шоу, которое отвлекает от сюжета и «сглаживает» игровые недочеты, но когда свет, звук, костюмы и декорации «живут» в одной тональности, это делает спектакль абсолютно завершенным.

IMG_0976

Так как я девочка, а дело происходит в китайской провинции, вопрос костюмов стал одним из самых первых. С ним я и подошла к Стефании Граурогкайте. Те, кто смотрел «Диббук» уже знакомы с ее грандиозной работой в рамках театра «Гешер», а кроме этого, на ее счету множество блестящих проектов как в Петербурге, так и за пределами России. Художник по костюмам — это же так интересно! Стефания рассказала, что как и пьеса Брехта, спектакль не ограничен временной эпохой. Одежда выбиралась и утверждалась совместно с режиссером, исключительно с целью подчеркнуть национальные особенности Китая и ярче выразить персонажи.

IMG_1128 IMG_1310

Помимо внешней эстетики есть еще и музыка… К постановке «Доброго человека из Сезуана» подошли крайне необычно, ну, смотрите сами: во-первых, играет живой оркестр под управлением неутомимого Ави Беньямина, музыка которого задает тон, ритм и абсолютно верное настроение, она как самая вкусная приправа к действу. А, во-вторых — это человек-оркестр Игорь Мамонов. Более двадцати разных «инструментов», включая резиновые сапоги, тазик, ложки, гаечный ключ девять на двенадцать и настоящий гонг, в его руках оживают и окрашивают любую сцену, превращая ее в жизнь. Трижды я хваталась за свой телефон, не понимая, почему он так громко вибрирует, но нет, это был тоже Игорь. Так что почти все звуки, которые сопровождают постановку — его рук, ног и голоса дело.

IMG_1339

Без сомнения, что описание музыки в этом спектакле не может быть без рассказа о…(ну ладно, раскрою маленькую часть истории) возлюбленном нашей Шен Те — летчике Янг Суне. Этого запойного горе-пилота невероятно реалистично играет Йехезкель Лазаров, который совсем недавно дебютировал как режиссер с нашумевшей «Дорогой в небытие». И вот если бы мне кто-то сказал, что он умеет так петь, я бы конечно поверила, но не сразу. Абсолютно органично, свободно, с хрипотцой и китайским акцентом он заведет зал с пол-оборота. Кстати, Йехезкель — дипломированный хореограф, поэтому все танцевальные и не только движения — тоже его работа.

Кстати, Йони Лукас, ответственный за сценическую речь и акценты всех народов, потому что, представьте, русскоязычные актеры (и не только) с соответствующим акцентом (а куда от него денешься) должны изменить его на японский, встретился с задачей крайне трудной, но воплотимой, и в этом я убедилась.

IMG_1255 IMG_1002

В общем, до следующих показов спектакля еще есть время (и билеты тоже), а пока что каждый может спросить себя: как давно я был с кем-то добр? И тут важен честный ответ. Так ли правильны наши представления о «нормальных» людях, способных помочь, подсказать и просто поддержать? Важно ли то, как человек выглядит, и главное, а судьи кто?

Ну, а боги, боги они, как и любой homo sapiens, когда находят что-то ценное, первое время очень радуются, ну, а потом, наигравшись, не хотят тратить силы, чтобы это удержать и улетают на облаке прочь.

IMG_1151 IMG_1175

Следующие спектакли: 21, 22, 25 и 26 ноября 2014 года.

Заказ билетов на сайте театра “Гешер” (9 Sderot Yerushalaim) на русском языке.

Стоимость билетов от 200 шекелей.