Пионерка израильского поп-сюрреализма

Пионерка израильского поп-сюрреализма

О работах Юлии Филипенко (Julie Filipenko) я узнала случайно, из интернета. Просто кто-то из знакомых сделал перепост ее иллюстрации в

Автор: 27.07.2014

О работах Юлии Филипенко (Julie Filipenko) я узнала случайно, из интернета.

Просто кто-то из знакомых сделал перепост ее иллюстрации в фейсбуке, ну, а я буквально приклеилась к ней взглядом. Зашла на страничку и, к своему удивлению, узнала, что автор иллюстрации – талантливая художница, которая живет в Тель-Авиве, и очень популярна в соц сетях не только в Израиле, а ее рисунки любят и покупают в разных странах мира.

Юлины работы сразу вызвали желание познакомиться с их автором и удивительным миром, из которого она черпает вдохновение для своего творчества.

Юлия — выпускница школы искусств «Бецалель», ей 30 лет, но на вид — не больше 20-ти. В 5 лет она эмигрировала с семьей в Америку, а в 13 они дружно перебрались в Израиль. Юля смешивает в разговоре 3 языка и невероятно обаятельна.

— Юля, расскажи о том, с чего началось твое творчество.

— Я закончила учебу 5 лет назад. Училась на факультете искусств. Учеба была странная и тяжелая. Несмотря на то, что нам давали свободу выбора, чем заниматься (я остановила свой выбор на изобразительном искусстве), никакой технике нас не обучали, и, в отличие от других факультетов, обучение не было интенсивным. Но его главная сложность состояла в том, что на протяжении всей учебы нам откровенно вбивали в голову, что все вокруг китч, и чтобы ты ни сделала — это тоже будет китчем. Нас все время пытались тянуть в сторону авангарда и философии. По мнению преподавателей, чем непонятней для восприятия твоя работа, тем она интересней. После того, как закончила «Бецалель», я не могла рисовать 3 года. Боялась. Мне казалось, что все, что я нарисую, будет безвкусно и бездарно. Многие мои сокурсники так и не продолжили рисовать после окончания учебы.

— Ты считаешь, что их в некотором роде сломили?

— Нет, я просто думаю, что каждый решает сам, что он позволяет другим делать с собой, как влиять на себя. Этот урок я вынесла из процесса своей учебы в «Бецалеле». Тяжело, когда творческого человека пытаются втиснуть в какие — то рамки, особенно если они ему не подходят. 3 года я не рисовала, но постоянно следила за творчеством любимых художников. И в какой –то момент поняла, что их рисунки — это самый настоящий китч по понятиям моих педагогов. И это нормально! Людям нравится их творчество, а художники даже зарабатывают на своих работах деньги. Поэтому в один прекрасный день я плюнула на страх и решила, что буду рисовать. И рисовать то, что захочу!

— Что в мире художников считается китчем?

— Поп-сюрреализм. Художественное течение Lowbrow, или поп-сюрреализм, возникло в семидесятых годах в Лос-Анджелесе. Сейчас оно переживает

наибольший расцвет, невероятно известные художники рисуют в этом стиле. Мои кумиры – Mark Ryden, Jana Brike, Kazuhiro Hori. Большинство художников этого течения начинали иллюстраторами, а позже перенесли свой опыт в живопись. Я сразу начала рисовать в этом стиле. Для него характерны обилие персонажей, не отягощенность концепциями и какой-либо определённой философией. При этом каждый из художников имеет свой индивидуальный стиль, который легко узнаваем. Но люди всегда воспринимают творчество через призму своего сознания, поэтому кто-то считает мои работы забавными, а кто–то видит в них тайный смысл или определенный посыл, который я, якобы, хотела передать с помощью картины. И то, и это может быть правдой.

— Как люди стали узнавать о тебе? Как стали покупать твои работы?

— Все банально (смеется). Через мой профиль в Инстаграм (@cookienamnam). Я просто начала публиковать там свои работы, без всякой определенной цели. К моему удивлению, они вызвали бурный интерес. Теперь у меня уже 33 тысячи подписчиков, и все время добавляются новые. Также у меня есть и страничка в Фейсбуке. Вскоре люди сами начали ко мне обращаться с просьбой приобрести мои работы, и, так как оригинальные картины не всем по карману, я решила делать качественные печатные копии («принты») и продавать их через интернет магазин Etsy.

— И как идут продажи?

— Прекрасно! Я позаботилась о том, чтобы и мои принты были уникальны, «limited edition». Это дает приятное ощущению покупателю. Они

все пронумерованы и подписаны мной лично. Смысл в том, что я обозначаю в онлайн магазине, сколько всего копий этой картины напечатано, и повтора уже не будет. То есть, когда клиент получает свой заказ, он видит, что на нем написано, например,13/30. Это значит, что он приобрел 13 копию из 30 имеющихся. И когда все 30 будут распроданы, то приобрести такую же работу не будет возможности. Ограниченный выпуск позволяет сохранить уникальность даже отпечатанных образцов. У меня есть заказы и на оригинальные картины. Но их немного, так как это недешевое удовольствие, особенно если речь идет о работе акварелью на деревянной плате, а не карандашами по холсту. В Израиле у меня нет таких клиентов — все из-за границы. Тем не менее, мне приходится подрабатывать в картинной галерее.

— Ты участвуешь в выставках?

— Конечно. Я начала выставляться заграницей, так как в Израиле с течением поп-сюрреализма мало кто знаком. Даже сами люди искусства. Мои картины можно увидеть в галереях Лос-Анджелеса, в сентябре я приму участие в тематической выставке, посвященной сказке «Волшебник из страны Оз» во Франкфурте, а в этом году я выставляла свои работы в Филадельфии. Скоро у меня также пройдет выставка в Канаде, посвященная творчеству Тима Бертона. Многие художники подают просьбы выставляться в этих галереях, которые я перечислила, но не всех принимают. И мне очень приятно, что меня принимают везде. Это большая честь. То есть меня узнают уже не только посредством интернета, но и через такие выставки.

—  Ты не пожалела, что оставила в Америку?

— Я думаю, что переезд из Америки в Израиль был самым правильным решением, которое приняла моя семья. Всем нам было тяжело в Америке.

Мои родители, что называется, не нашли себя. И мне в школе было очень тяжело. Меня не оставляло ощущение, что я постоянно нахожусь под огромным увеличительным стеклом: какие на мне бренды, как я выгляжу, как говорю…. Когда я пошла в школу в Израиле, то с радостью обнаружила, что здесь этого нет. Я ощутила полную свободу. Однозначно в этой стране я чувствую себя гораздо комфортнее.

Выставка BLACK SHEEP продлится до 22 августа.